Лечащий врач не назначает лекарственный препарат, ссылаясь на квоты, очереди или высокую стоимость лечения, несмотря на наличие у пациента рекомендации со стороны врача-специалиста.

Лечащий врач должен отвечать за лечение пациента. Его задача – поставить диагноз пациенту, рекомендовать лечение, назначить лекарственный препарат и выписать рецепт на него. При назначении лекарственного препарата врач должен руководствоваться стандартом оказания медицинской помощи с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний.

ОТКАЗ ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА НАЗНАЧИТЬ ЛЬГОТНЫЙ ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ПРЕПАРАТ ПО ПРИЧИНЕ НАЛИЧИЯ КВОТ, ОЧЕРЕДИ НА ПРЕПАРАТ ИЛИ ВЫСОКОЙ СТОИМОСТИ ЛЕЧЕНИЯ – НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПАЦИЕНТА.

Навигатор рекомендует обратиться в администрацию поликлиники устно, но иметь с собой 2 экземпляра готового письменного обращения с жалобой на действия врача. Представителю администрации нужно сообщить следующее:

  • заболевание пациента,
  • есть рекомендации врача-специалиста,
  • врач не выписывает льготный рецепт, ссылаясь на квоты, очередь или высокую стоимость лечения, т.е. на немедицинские причины, хотя состояние пациента требует лечения этим препаратом,
  • у вас с собой письменное обращение, где это все изложено, и вы планируете его зарегистрировать, если льготный рецепт не будет выписан.

Если вашу жалобу не удовлетворили сразу, нужно зарегистрировать обращение и дождаться ответа.

Шаблон обращения в администрацию поликлиники от имени пациента, от имени родителя / законного представителя

Если вашу жалобу не удовлетворили сразу, нужно зарегистрировать обращение, зафиксировав факт нарушения прав пациента.

Не дожидаясь ответа от администрации, необходимо обратиться на горячую линию территориального органа по надзору в сфере здравоохранения региона с жалобой на отказ в медицинской помощи в виде отказа в лекарственном обеспечении.

Контакты территориальных органов по надзору в сфере здравоохранения можно найти на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Шаблон обращения в территориальный орган по надзору в сфере здравоохранения

  • Ни в одном нормативном документе об оказании медицинской помощи в РФ нет ни одной ссылки на квоты, очереди на лекарственные препараты, на цену лекарственных препаратов как причине отказа в назначении лекарственного препарата. Значит, эти причины не могут являться основанием для отказа в лечении.
  • Врачу запрещается оформлять рецепты только по 4-м причинам:

    • при отсутствии у пациента медицинских показаний;
    • на незарегистрированные лекарственные препараты
    • на лекарственные препараты, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению предназначены для применения только в медицинских организациях;
    • на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II Перечня, зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов, в целях применения для лечения наркомании.

    Таким образом, квоты, очередь и высокая стоимость лечения не могут являться основанием для отказа в лечении.

    Устное обещание администрации решить проблему когда-нибудь не имеет юридической силы, поэтому если рецепт не выписан сразу, то нужно регистрировать письменное обращение.

  • Правила составления обращений граждан и сроки ответа на обращения см. в Справочнике пациента.

  • Если при отказе в назначении лекарственного препарата лечащий врач ссылается не только на квоты, очередь или высокую стоимость лечения, но и на то, что лекарственный препарат пациенту в данный момент не нужен, Навигатор советует действовать иным образом.

Если после письменного обращения в администрацию поликлиники рецепт не выписан, письменный отказ получен, обращение в территориальный орган по надзору в сфере здравоохранения результата не дало, Навигатор рекомендует обратиться в прокуратуру и/или в суд. Особенно если лечащий врач систематически отказывается выписывать пациенту льготный лекарственный препарат.

Если у вас остались вопросы, звоните на горячую линию по защите прав пациентов в будние дни с 12:00 до 17:00 по московскому времени.