Социальное обслуживание
Социальное обслуживание - деятельность социальных служб РФ по предоставлению социальных услуг нуждающимся гражданам РФ: пожилым людям, инвалидам, детям, тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию, и т.д. и т.п.
Социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 ноября 2014 г. N 935н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания" (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 ноября 2014 г. N 939н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому»
На уровне каждого субъекта Российской Федерации социальное обслуживание граждан регулируется региональными законами и иными нормативными правовыми актами. Например, в каждом регионе Правительством региона утверждается Порядок предоставления социальных услуг, включая перечень необходимых документов.
На территории РФ социальные услуги предоставляют:
- государственные учреждения социального обслуживания граждан, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти или в ведении субъекта РФ;
- негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания населения, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
-индивидуальные предприниматели.
Права и обязанности, предусмотренные законодательством о социальном обслуживании, распространяются на всех поставщиков социальных услуг в равной мере.
Информацию об учреждениях социального обслуживания в своем городе и в своем районе гражданин может найти на сайте регионального министерства социальной политики или министерства труда и социального развития в разделе «Реестр поставщиков социальных услуг». Например, в Ростовской области на сайте министерства труда и социального развития Ростовской области в «Реестре поставщиков социальных услуг» 198 учреждений, на сайте министерства социальной политики Красноярского края в Реестре – более 200 учреждений социального обслуживания.
Право на социальное обслуживание имеют граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
№ п/п |
Обстоятельства |
Документы, подтверждающие наличие обстоятельства |
1 |
полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности |
-справка об инвалидности, выдаваемая бюро медико-социальной экспертизы, ИПРА; -или медицинский документ о заболевании, травме, подтверждающий нуждаемость в постороннем уходе
|
2 |
наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе |
-справка об инвалидности, выдаваемая бюро медико-социальной экспертизы, ИПРА; -справка о составе семьи |
3 |
наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации |
-свидетельство о рождении ребенка; документ, подтверждающий полномочия опекуна, попечителя; -справка психолого-медико-педагогической комиссии или медицинское заключение; -ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. |
4 |
отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними |
-свидетельство о рождении ребенка; -справка об инвалидности, выдаваемая бюро медико-социальной экспертизы, ИПРА; -сведения органов опеки и попечительства о ребенке, инвалиде, подтверждающие нуждаемость в установлении опеки или попечительства; -документы (сведения), подтверждающие факт отсутствия возможности обеспечения ухода (в том числе временного). |
5 |
наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье |
-сведения органов местного самоуправления, общественных объединений о наличии внутрисемейного конфликта; -или ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; -или постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего; -индивидуальная программа социальной реабилитации |
6 |
отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
-отсутствие постоянной регистрации на территории РФ; -сведения органов внутренних дел, органов местного самоуправления, общественных объединений о выявлении лица без определенного места жительства; -справка об освобождении из мест лишения свободы (при наличии). |
7 |
отсутствие работы и средств к существованию
|
-наличие на руках трудовой книжки; -справка центра занятости (стоит или не стоит на учете, если стоит – размер получаемого пособия); -справка об освобождении из мест лишения свободы (при наличии). |
8 |
наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан |
|
Для признания нуждающимся, гражданину необходимо подать в письменной или электронной форме заявление, с приложением документа, удостоверяющего личность, и документов, подтверждающих сложную ситуацию (например, справку об инвалидности или справку об освобождении из мест лишения свободы или справку о наличии травмы, акты, ходатайства и т.д.), в уполномоченный орган субъекта РФ – территориальное отделение Управления социальной защиты населения (УСЗН). За гражданина может обратиться его законный представитель, либо государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения. В течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления в УСЗН принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составляется индивидуальная программа получателя социальных услуг, либо принимается решение об отказе в социальном обслуживании.
Решение о предоставлении срочных социальных услуг принимается немедленно без составления индивидуальной программы.
Стационарная форма социального обслуживания: постоянное, временное (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневное (в неделю) круглосуточное проживание граждан в организации социального обслуживания (интернаты, пансионаты, санатории, реабилитационные центры, центры адаптации и т.д.). Получатели социальных услуг обеспечиваются жилым помещением.
Форма социального обслуживания на дому: предоставление социальных услуг получателям социальных услуг, которая направлена на улучшение условий их жизнедеятельности при сохранении пребывания получателей социальных услуг в привычной благоприятной среде - месте их проживания.
Полустационарная форма социального обслуживания: социальные услуги предоставляются гражданам в определенное время суток.
Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:
- социально-бытовые (покупка за счет средств получателя услуг продуктов питания, промышленных товаров, средств санитарии и гигиены и доставка их на дом; помощь в приготовлении пищи из продуктов получателя услуг; помощь в приеме пищи; уборка жилых помещений; помывка получателя услуг и др.)
- социально-медицинские (покупка за счет средств получателя услуг лекарственных препаратов; выполнение медицинских процедур по назначению врача (в том числе помощь в опорожнении кишечника, обработка ран и наложение повязок и др.); выполнение медицинских процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья (измерение температуры тела, артериального давления и др.),
- социально-психологические (социально-психологическое консультирование; социально-психологический патронаж и др.)
- социально-трудовые (проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам и др.);
- социально-правовые (оказание помощи в восстановлении утраченных документов; оказание помощи в оказании юридических услуг, в том числе бесплатно и др.);
- социально-педагогические (обучение навыкам общего ухода за тяжелобольными; организация досуга (праздники, экскурсии и др.) и др.;
- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов (обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации и др.);
- срочные социальные услуги (обеспечение наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении юридической помощи и др.). Срочные социальные услуги предоставляются бесплатно для всех категорий граждан.
Индивидуальная программа получателя социальных услуг (ИППСУ) является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. ИППСУ составляется в 2-х экземплярах Управлением социальной защиты населения при принятии решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления. Один экземпляр хранится в УСЗН, второй – выдается гражданину. Перечень услуг, прописанных в ИППСУ, определяется исходя из потребностей гражданина. Пересматривается ИППСУ в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
На основании ИППСУ, предоставленной гражданином поставщику социальных услуг, в течение суток заключается договор о предоставлении социальных услуг.
Утверждение размера платы (тарифов) за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания относится к полномочиям государственной власти субъектов РФ – регионального Правительства.
Оплата социальных услуг производится в соответствии с условиями договора, заключенного между поставщиком и получателем социальных услуг. Оплачиваются только фактически оказанные услуги на основании акта сдачи-приемки оказанных услуг. Периодичность оплаты указывается в договоре.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателей социальных услуг превышает 150% прожиточного минимума, установленного на территории субъекта. При определении среднедушевого дохода учитывается доход всех членов семьи – супругов (муж, жена), родителей (мать, отец) и несовершеннолетних детей (сын, дочь), совместно проживающих с получателем социальных услуг (зарегистрированных по одному адресу с получателем услуг). Все остальные родственники (братья, сестры, внуки, дедушки, бабушки, племянники и т.д.) не учитываются, даже если они зарегистрированы по одному адресу с получателем услуг.
НАПРИМЕР:
Наименование критерия |
Расчет |
Итоговый результат |
Среднедушевой доход (рассчитывается за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения) |
1. Пенсия – 15 000 руб. ежемесячно 2. Меры социальной поддержки – 3 000 руб. за последние 3 месяца, ранее не получал 3. Зарплата (при наличии) 15 000*12+3 000*3=189 000 189 000/12 месяцев=15 750 |
15 750 руб. |
Прожиточный минимум пенсионеров в регионе получателя услуг на дату обращения |
--- |
9 557 руб. |
150 % прожиточного минимума |
9 557 х 1,5=14 355,50 |
14 355,50 руб. |
Форма оплаты (платно / бесплатно) |
15 750 >14 355, 50 (среднедушевой доход получателя социальных услуг больше 150% прожиточного минимума) |
Платно |
Предоставление социальных услуг бесплатно осуществляется:
- несовершеннолетним детям;
- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
- если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже или равен 150% прожиточного минимума, установленного на территории региона получателя социальных услуг. При определении среднедушевого дохода учитывается доход всех членов семьи – супругов (муж, жена), родителей (мать, отец) и несовершеннолетних детей (сын, дочь), совместно проживающих с получателем социальных услуг (зарегистрированных по одному адресу с получателем услуг). Все остальные родственники (братья, сестры, внуки, дедушки, бабушки, племянники и т.д.) не учитываются, даже если они зарегистрированы по одному адресу с получателем услуг.
Нормативными правовыми актами субъектов РФ дополнительно предусматриваются иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
Срочные социальные услуги оказываются бесплатно всем категориям граждан.
Пример:
Наименование критерия |
Расчет |
Итоговый результат |
Среднедушевой доход (рассчитывается за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения) |
1. Пенсия – 11 000 руб. ежемесячно 2. Меры социальной поддержки – 3 000 руб. ежемесячно 3. Зарплата (при наличии) 11 000*12+3 000*12=168 000 168 000/12=14 000 |
14 000 руб. |
Прожиточный минимум пенсионеров в регионе получателя услуг на дату обращения |
--- |
9 557 руб. |
150 % прожиточного минимума |
9 557 х 1,5=14 355,50 |
14 355,50 руб. |
Форма оплаты (платно / бесплатно) |
14 000 <14 355, 50 (среднедушевой доход получателя социальных услуг меньше 150% прожиточного минимума) |
Бесплатно |
Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме при наличии следующих заболеваний:
- Туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева
- Лепра
- Острые инфекционные заболевания либо хронические инфекционные заболевания** в стадии обострения, тяжелого течения и (или) заразные для окружающих, а также лихорадки, сыпи неясной этиологии
- Злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями
- Эпилепсия с частыми припадками
- Гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого
- Трахеостома, каловые, мочевые свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря (при невозможности выполнения реконструктивной операции на мочевых путях и закрытия стомы), не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус (при невозможности восстановления непрерывности желудочно-кишечного тракта)
- Тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым
- Пороки развития лица и черепа с нарушением функции дыхания, жевания, глотания
- Заболевания, осложненные гангреной конечности
Отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.
Противопоказания к принятию на полустационарное или надомное социальное обслуживание утверждаются региональными нормативными актами.
Основаниями прекращения предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания в стационаре ( п.38), на дому ( п.43) или в полустационаре ( п.43) являются:
1) письменное заявление получателя социальных услуг об отказе в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
2) окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой и (или) истечение срока действия договора;
3) нарушение получателем социальных услуг (представителем) условий, предусмотренных договором;
4) смерть получателя социальных услуг или ликвидации (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг;
5) решение суда о признании получателя социальных услуг безвестно отсутствующим или умершим;
6) осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы;
7) возникновение у получателя социальных услуг медицинских противопоказаний к получению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, подтвержденных заключением уполномоченной медицинской организации.